Общение со сверстниками
играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться –
одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации
ребенка.
Стремление
дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда
малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка
общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не
возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!
Отдавая
ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится
общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы.
Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к
стойким нарушениям в сфере общения.
Дети
достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать
другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что
сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать
игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает,
что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.
Особенности
общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте
малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их
ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства
возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил
игры.
Важную
роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать
конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как
решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А
вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.
Тут родители
часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша,
пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают
ребенку, даже когда в этом есть необходимость.
Нужно
учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с
проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и
помогать другим людям.
Как же это
сделать?
1.
Научите детей знакомиться!
Знакомство
– важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно
поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки,
подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить
познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.
2.
Покажите собственный пример.
Если
родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные
черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и
ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями,
хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.
3.
Способствуйте расширению круга общения ребенка.
Помогите
своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские
мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не
осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася -
плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.
Тема
дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они
будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно
будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и
иметь друзей.
Дружите
сами и учите дружить своих детей!