Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практической деятельности. Для решения этой проблемы предлагаю вовлекать детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Наиболее адекватными поставленной задаче, на мой взгляд, являются экологические игры в режиме дня.
О важности игры в экологическом воспитании дошкольников писали Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева и другие. Разработанная система включения экологических игр с детьми позволила реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывать интересы и склонности детей, организовывать воспитательные работы по подгруппам.
Чтобы реализовать посредством игры задачи формирования экологической культуры при отборе игр для экологического образования дошкольников соблюдались следующие требования:
а) игры подбирались с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решались на данном возрастном этапе;
б) игры давали ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игр не противоречило экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
г) игровые действия производились в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Таким образом, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширялись представления детей о живой природе. В экологических играх обогащается и расширяется сфера чувств и переживаний. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Таким образом, особенностью игр является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям.
Необходимым условием выявления экологической культуры является педагогическая диагностика. Диагностика включает в себя: игры, наблюдения, инструкцию к проведению и критерии оценки по определенному показателю.
Педагогическая диагностика двухуровневая: первый уровень – это выявление экологических знаний; второй уровень – это выявление экологической культуры.
Образовательную деятельность по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляла через взаимодействие с семьями детей.
Цель работы с родителями - развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего возраста. Результатами явились: детские портфолио «Как я провел выходные», «Мое увлечение»; тематические выставки по временам года и экологические праздники. В результате проведенной работы дети научились экспериментировать с объектами неживой природы, делать выводы, называют домашних и диких животных, птиц, насекомых и знают, какую пользу они приносят человеку; растения ближайшего окружения. И самое главное: появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.