Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период
Алгоритм работы педагога-психолога в адаптационный период
Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители. Вот сейчас мы про работу психолога с каждым из участников и поговорим.
На этом этапе педагогу-психологу важно обсудить с заведующей ДОУ вопрос о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:
Какое количество новых детей будет приходить в группу?
В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить для заведующей следующие документы, которые она может предлагать родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:
Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
Анкета «Прогноз адаптации»
Памятка «Алгоритм адаптации к ДОУ»
Работа с воспитателями адаптационных групп
Работа с воспитателями важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:
помочь педагогам перестроиться на работу с детьми раннего возраста. Это понадобится в случае если педагоги ведут детей от раннего возраста до подготовительной группы. Здесь важно рассказать о том, что такое адаптация, как она протекает, дать общие рекомендации, подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период.
организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые психологические встречи.
оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.
Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду
На мой взгляд работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями можно использовать:
Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи. Что они из себя представляют? Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем. Участие в психологических встречах позволяет родителям:
отреагировать актуальные эмоции, чувства;
снять напряжение;
поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыты других родителей.
Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.
Работа с детьми в период адаптации к ДОУ
Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:
наблюдение за адаптационным процессом (заполнение адаптационных карт). Можно это делать совместно с воспитателями во время тихого часа.
организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Будет здорово если психолог в течение недели ежедневного будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Для таких случаев я обычно всегда в кармане ношу с собой какие — нибудь мелкие игрушки. Здесь важно создать интере и передать его своими эмоциями. Если это не помогает, то ищем другие способы отвлечь внимание. Иногда бывает достаточно взять ребёнка на руки, погладить и пожалеть.
В заключении хочу сказать, что в период адаптации очень сложно работать с детьми, придерживаясь какой-то определённой программы. Тем белее проводить какие-то структурированные занятия. Проверяющие органы требуют наличие такой программы и её нужно иметь, но работать лучше исходя из ситуации.