Задачи:
создать условия для совместного обсуждения мнений по вопросам мотивации;
помочь формированию собственной позиции педагога в использовании методов мотивации;
расширить опыт овладения новыми приемами и способами повышения мотивации для себя и в работе с детьми.
Участники: педагоги ДОУ.
Форма работы: малые группы, пары.
Оборудование: ватман А3 (Мольберт), фломастеры, бумага А4, спокойная релаксационная музыка, ноутбук с колонкой.
Знакомство. Создание позитивной и доверительной атмосферы.
1. Упражнение «Ледокол» + участник называет свое имя.
Не хочу хвастаться, но люди говорят, что я ...
Участники договаривают фразу и называют качество или умение, которое человек рассматривает как достижение. Что Вы чувствовали, когда говорили о своих достижениях?
2.Упражнение «Кластер».
В центре листа написано слово «мотивация». Участники на листе записывают ассоциации, связанные с понятием мотивация. Обсуждение. Вопросы:
- Какой метод мотивации, на Ваш взгляд, распространен в саду чаще всего?
- В чем заключается метод «кнута» и «пряника»?
- Работает ли он для повышения мотивации? Есть ли у него побочные эффекты? Если да, то какие? Что Вы чувствуете, когда к Вам применяют такие методы мотивации?
Внешняя мотивация. Метод кнута и пряника относится к так называемой внешней мотивации. То есть, есть внешний стимул, либо кнут, либо пряник, мы его применяем и получаем какой-то результат. Особенностью таких методов является то, что они действуют до тех пор, пока есть стимул. Но когда воздействия нет, мотивация пропадает. Внешняя мотивация – мотивация с применением внешних стимулов.
-Что может служить внешним стимулом? А еще…?
2. Экспресс-диагностика на выявление ведущего мотива профессиональной деятельности «Символы мотивации».
Ведущий. Посмотрите на эти символы и выберите наиболее привлекательный для вас. Каждый из них означает мотив деятельности. Для тех, кто выбрал, ведущая мотивация……
«Золотая монета с изображением солнца» - материальная.
«Серебряная ладонь» – отношения в коллективе.
«Алмазная лестница» – карьерный рост.
«Изумрудная книга» – профессиональный рост.
«Сапфировый факел» – самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы» – гибкий график работы.
«Золотая стрела» – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход.
Упражнение «Десять бесплатных способов мотивации»
Цель упражнения: демонстрирование участникам, что мотивирует каждого из них, какими могут быть мотиваторы и то, что наиболее распространенные мотиваторы, подходят для большинства.
Инструкция: Каждая команда получает листы бумаги определенного цвета. У вас будет 10 минут, чтобы совместными усилиями придумать и написать как можно больше способов нематериальной мотивации. Через 10 минут представитель от каждой группы выйдет, чтобы их озвучить».
Ход упражнения: Задача групп — написать возможные способы нематериальной мотивации. Через 10 минут между командами проводится соревнование. Участники по очереди зачитывают способы, следя за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает группа, придумавшая большее количество вариантов. В конце каждый записывает для себя десять способов, которые ему более всего понравились.
Ведущий. Внутренняя мотивация. Формирование факторов внутренней мотивации.
Мотивация - внутренний механизм, позволяющий нам делать то, что нам не хочется. Либо нравится делать - либо нужна мотивация. «Внутренняя мотивация - это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, личного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работа - появляется ощущение потока» (Чикзентмихали М.)
- С чего начинается мотивация? (проявление интереса, пробы, желание довести до конца, гордость). В позитивной психологии выделяют три фактора, из которых складывается счастье человека: 1. Удовольствие 2. Вовлеченность. 3. Смысл.
В идеальном случае мотивация так и формируется, поэтапно. Может действовать только один или два фактора.
Исследования показывают, что удовольствие действует быстрее всего, но оно самое ненадежное. Вовлеченность – средний вариант по времени и устойчивости. А смысл формируется дольше всего, но только он дает самую устойчивую мотивацию.
4. Игровое упражнение «Сосуды долга и права»
Цель: актуализирование в своем сознании понятия «потребность»; постараться, приступая к любому делу, «вырастить в себе интерес».
Приступая к любому виду деятельности, надо осознать, что будет владеть человеком: интерес (право) или долг (обязанность).
Если интерес – дело пойдет, если долг – надо постараться «вырастить в себе интерес».
Ситуации:
Незапланированное мероприятие (открытое занятие, развлечение с детьми)
Освоение новой комплексной программы
Транслирование своего опыта работы (участие в конкурсах, написание статьи и т.д.)
Назначение на должность классного руководителя.
Назначение на должность руководителя методического объединения.
Задание для подгрупп: Напишите, что может для вас стать мотивом, чтобы мероприятие из статуса «долг» выросло в статус «интерес».
Выполнение, обсуждение. (Приложение №1)
Ведущий. Стратегии мотивации.
Есть разные стратегии мотивации – мотивация «От» и «К». Это стратегии избегания и достижения. Мотивация «От» более неприятная. Легко теряется направление движения, для человека важно уйти от проблемы, а не прийти к цели.
Мотивация «К» более визуальная – представляется картина счастья! Человек часто не замечает препятствий при движении к цели. Это не хорошо и не плохо – это разные метапрограммы каждого.
Упражнение «Слова –мотиваторы».
Сначала участники на индивидуальных листах записывают слова, которые они себе говорят для повышения внутренней мотивации.
Во второй части упражнения они обмениваются фразами, в процессе свободного движения, выясняя какие слова, фразы совпадают и делятся тем, что им понравилось у другого. Обсуждение.
Ценности. Рефлексия. Что для Вас было ценным и важным в работе сегодня?
Упражнение – визуализация «Радуга».
Цель: релаксация, снятие напряжения, расслабление.
П: Мы напряженно поработали. Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам поочередно представить цвета радуги. Закройте глаза, сядьте поудобнее.
Начнем с красного цвета. Это очень красивый красный цвет. Красный цвет спелого яблока, сочного и хрустящего. Пусть этот красный цвет заполнит все ваше поле зрения. Красный цвет всюду.
Оранжевый цвет. Лучистый, живой. Если вы чувствуете, что ваше внимание рассеивается, направьте его на оранжевый цвет. Оранжевый.
Желтый цвет. Желтый, как солнце. Золотистый и теплый. Почувствуйте тепло солнца в своем теле. Мягкое и ласковое тепло струится по всему вашему телу. Особенно в тех его частях, что требуют внимания и заботы, болят. Желтый.
Зеленый цвет. Зеленый как огромный луг на солнце. Сочный и шелестящий на ветру, спокойный. Зеленый.
Голубой цвет. Голубой, как чистое небо. Легкий, высокий. Кажется, что если взмахнуть руками, то можно взлететь. Голубой.
Темно-синий. Прекрасный синий. Вглядитесь в него, как в глубокое озеро. С легким шелестом прохладные воды набегают на берег, унося тревоги. Синий.
Фиолетовый. Фиолетовый – это гармоничный цвет. Он даёт вам полное расслабление. Дышите свободно. Расслабьтесь. Фиолетовый забирает ваши страхи и волнения. Дарит покой и комфорт. Фиолетовый.
Погрузитесь в эти приятные ощущения, которые наполнили ваше тело. Прочувствуйте их. Посвятите эти минуты только себе. Вы прекрасны. Вы успешны. Вы полны сил и позитивной энергии. Всё, что вы задумали сегодня, исполнится.
Вы готовы решать любые проблемы.
Откройте глаза. Сегодня вы совершили путешествие в свой внутренний мир. Постарались улучшить отношение к самим себе. Поблагодарите себя за усилие и внимание. И давайте поблагодарим друг друга за работу.
Упражнение «Аплодисменты».
Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.
Приложение 1.
Мотивы к профессиональному развитию
Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития
Мотив самостоятельности, реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности
1.Открытие собственного мастер – класса для учителей района.
2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы ( расписание).
3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.
4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.
Мотив личного развития, приобретения новой информации.
1.Направление на стажировку или престижные курсы.
2.Предоставление времени на методическую работу (работа на дому)
3.Творческий отпуск в каникулярное время.
4.Дополнительные дни к отпуску.
5.Оплата научно-методической литературы.
6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности.
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.
1.Предоставление возможности распространения опыта работы через конференции, педагогические чтения, семинары.
2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.
3.Представительство от учреждения на ответственных мероприятиях.
4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы сада.
5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.
6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых педагогов.
7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.
8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.
Потребность быть в коллективе
1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.
Мотив стабильности, защищенности
1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя со стороны вышестоящих руководителей, методистов, родителей.
2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу.
3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.
Мотив состязательности
1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.
2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства