Тренинг для молодых педагогов "Успешное публичное выступление"

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Сформировать обобщенное представление об успешном публичном выступлении

2. Развитие необходимых для публичного выступлений навыков: ораторские навыки, навыки управления аудиторией, навыки подготовки текста выступления, навыки уверенного поведения перед публикой.

Материалы: фломастеры, листы бумаги, иголки, два конверта.

Этапы проведения:

1. Подготовительный этап:

  • Приветствие и принятие правил тренинга – 5 мин.
  • Упражнение: Бейджики – 10 мин.
  • Упражнение: Поменяйтесь местами те кто… - 10 мин
2. Основной этап:
  • Упражнение «Что вижу, о том и пою» - 15 мин.
  • Упражнение «Интервью» - 15 мин.
  • Упражнение «Рекламный ролик» - 15 мин. (запасное)
  • Упражнение «Дар убеждения» - 10 мин.
3. Заключительный этап:
  • Визуализация «Зеркала» - 10 мин.
  • Итоговая рефлексия –5 мин.

1. Подготовительный этап:

Приветствие и принятие правил тренинга:

Добрый день =) Меня зовут Ольга. И сегодня проведу для вас тренинг на тему: «Успешное публичное выступление». Для начала, хотелось бы поговорить с вами на тему успешного выступления. Но перед тем как начать наш тренинг мы должны будем следовать определенным правилам тренинга, таким, как:

1. Умейте слушать друг друга - Это означает необходимость слушать говорящего и не перебивать его. Говорит тот человек у кого в руках мячик, остальные хранят молчание.

2. Говорите по существу - Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. (Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?")

3. Проявляйте уважение - Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда ученики усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.

4. Конфиденциальность - То, что происходит на занятии, остается между участниками.

5. Правило "стоп" - Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

6. Каждый говорит за себя, от своего имени  - Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

Вы можете добавить и некоторые свои правила, если все участники будут согласны принять их.

1.  Упражнение: Бейджики

Цель: познакомится, и настроится на дальнейшие упражнения.

Участники тренинга, пишут на листочке свое имя или выдуманное. Для того чтобы группа и тренер могли обращаться к ним. Затем каждый участник группы представляется и рассказывает о себе в 3х словах. 

2.  Упражнение: Поменяйтесь местами те кто…

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Процедура: Ведущий тренинга просит найти друг друга тем, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «тем у кого день рождения летом», «тем, в чьем имени пять букв» и т.д.). 

Рефлексия:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?
3. Основной этап:

Чтобы развить легкость и ассоциативности в речи, предлагаю выполнить упражнение.

3. Упражнение «Что вижу, о том и пою»

Цель: развитие легкости и ассоциативности в речи.

Упражнение делается в парах. Один человек показывает на любой предмет, который находится в поле его зрения. Задача второго – не менее 5 минут рассказывать про этот предмет, его историю, функции и причины его появления на свет. Говорите на тему предмета. Так же можно затронуть вопрос его жизненной необходимости для сохранения мира во всем мире. Приступайте.

Обсуждение:

- Хватало ли вам времени, или его было слишком много?

- Сразу ли у вас находились слова, чтобы говорить об указанном предмете?

Выполняя в свободное время данное упражнение, вы научитесь вместо краткого, сухого ответа давать подробное и красочное описание чего-либо. Вы станете более интересны слушателям.

Будем работать дальше. Чтобы развить коммуникативные умения, выполним следующее упражнение.

4. Упражнение «Интервью»

Цель: развитие коммуникативных умений.

Каждый участник должен в течение 3 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека – его характера, привычек, интересов и др.

Основное правило - отвечать как можно более полно и откровенно, при всем этом учитывая правила, о которых мы говорили в начале.

Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В кругу должен побывать каждый участник.

А теперь сделаем рекламную паузу. Только рекламу мы будем создавать вместе.

5. Упражнение «Рекламный ролик» (запасное).

Цель: развитие фантазии и ораторских навыков.

Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике.

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика - не более 1 минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 5 минут.

6. Упражнение «Дар убеждения»

Цель: развитие навыков уверенного поведения перед публикой.

Как мы уже поняли, убедительная речь играет большую роль в успешности выступлений. Для дальнейшего совершенствования навыков попрошу подойти двоих участников ко мне.

Каждому из них я дам по конверту, в одном из которых лежит бумажка. Группа не должна знать, кому именно попалась бумажка, но участники должны убедить группу в том, что она именно у него.

После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). 

Обсуждение:

- Что заставило вас поверить в ложь?

- Были ли участники убедительны?

3. Заключительный этап:

7. Визуализация «Зеркала»

Закройте глаза.

  • Представьте, что Вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза – все говорит о крайней степени неуверенности.
  • Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова.
  • Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущение страха, тревоги, мнительности.
  • А потом медленно «выйдите» из зеркала. Отметьте, как ваш образ становится все более тусклым, и , наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.
  • Мысленно медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале.
  • Вы уверенный в себе человек! Память подсказывает самое яркое событие вашей жизни, когда вы были на коне.
  • Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваш момент успеха и чувства абсолютной уверенности в себе.
  • Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя!»
  • Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника, и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке.
  • Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело.
  • Добавьте музыку уверенности. Запахи. Увидьте символы, образ вашей уверенности. Слейтесь с ним.
  • Представьте размашистую надпись золочеными буквами на зеркале: «Я уверен в себе!»
  • Представьте себе громадную аудиторию. Вы стоите на сцене. И вам аплодируют десятки тысяч человек.
  • Вот он, ваш успех! Почувствуйте его всем своим телом и внутренним состоянием!
  • Сделайте глубокий вдох и откройте глаза!

Обсуждения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Удалось ли представить себя?

Итоговая рефлексия:

- Как вы себя чувствуете?

- Вынесли ли вы что-то новое для себя?

- Будите ли вы эти знания применять в жизни, и как?

- Поделится с нами своим опытом в публичном выступлении,  и расскажите о приемах, которые помогли вам, но может, не прозвучали на данном тренинге?

Я думаю, что из сегодняшнего занятия вы взяли много полезного для себя. А теперь все друг - другу похлопаем. Всем спасибо за работу.

 

Список литературы

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: 2006.
  2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.
  3. 3.Зайцева Т.В. "Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 – 256с.
  4. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.

Публикаций в рубрике: 0