14 февраля

Игры с детьми младшего возраста по формированию сенсорного развития

В 2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам.

с 12-14 февраля в группах 1, 3, 7 прошла игра по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста 2-3 лет, на закрепление знаний форма, цвет, размер и группировка по нескольким признакам.

Все дети молодцы и справились с заданиями на отлично.


1. Осязание (тактильное восприятие).

Тренируется путем прикосновения руками и другими частями тела к различным предметам/поверхностям.


Как развивать:

 давать ребенку разные по фактуре игрушки (ткань, металл, дерево, пластик);

 одевать в одежду из разных по текстуре и плотности тканей. Обращать внимание ребенка на различия в тканях, просить оценить уровень комфорта и описать ощущения от той или иной одежды;

 делать массаж, используя массажные приспособления (щетки, мячики в пупырышках, массажеры, кремы, масла);

 рисовать пальцами или кисточкой по телу. Позволить ребенку измазать себя специальными нетоксичными водорастворимыми красками, а потом смыть их в ванной;

 развивать чувствительность стоп — ходьба по разным поверхностям без обуви, сенсорные коврики (пришитые каштаны, галька, бусины).


2. Зрение.

Тренируется в условиях хорошей освещенности, при дневном свете, на прогулках. Способствуют тренировкам зрения светлый интерьер комнаты, гармоничное пространство и периодическая смена обстановки.


Как развивать:

 много путешествовать, посещать новые места, показывать ребенку разнообразные объекты инфраструктуры и природы: дом, озеро, лес, гора, завод, морская волна, железная дорога и т. д.;

 окружать ребенка вещами натуральных оттенков, тренировать восприятие полутонов (например, отличать бирюзовый от светло-голубого);

давать картинки для рассматривания — изображения природы, животных. Показывать художественные произведения, фотографии. Количество деталей и замысловатость сюжетов должны идти по нарастающей. Условно, двухлетке — арбуз, пятилетке — Айвазовского;

 учить описывать свойства предметов в поле зрения, делать акцент на цветах, формах, размерах;

 тренировать глазомер — как далеко находится тот или иной предмет. Продемонстрировать расстояние можно шагами, а потом попросить ребенка посчитать в уме примерное количество шагов до выбранного предмета.


3. Обоняние и вкус.

Рацион малыша первых месяцев жизни не отличается разнообразием, поэтому развитие вкусовых ощущений начинается с первым прикормом — примерно в 6 мес. Запахи же младенцы различают с первых минут жизни. Важно следить за чистотой воздуха в комнате малыша.


Как развивать:

 побольше гулять с ребенком, особенно в теплое время года, когда воздух наполнен запахами цветущих растений;

 пополнять «базу данных» запахов у ребенка — озвучивать их, чтобы потом он мог сам идентифицировать разные ароматы. Например: запах дождя, грибов, мыла, выпечки и пр.;

 вводить в рацион ребенка разнообразные продукты, знакомить с новыми вкусами;

 объяснять оттенки вкусов: сладкое, горькое, кислое, терпкое, вязкое, жирное/нежирное;

 соотносить вкусы с определенными продуктами, формируя сенсорные эталоны: малина сладкая, мандарин кислый, рыба соленая и т. д.;

 давать ребенку пищу разной плотности и фактуры, учить характеристикам продуктов: булка сладкая, мягкая, пышная, ароматная.


4. Слух.

Данный вид сенсорного восприятия начинает формироваться в утробе, поэтому тренировки можно начинать еще в период беременности. Говорить с малышом в животике, включать приятную музыку, избегать неприятных, громких звуков.


Как развивать:

 говорить с малышом разными голосами — менять тембр в зависимости от настроения, ситуации;

 читать сказки, имитируя говор персонажей;

 включать разнообразную музыку, объяснять ее жанр, давать характеристики: спокойная, энергичная, красивая, тяжелая, грустная;

петь колыбельные;

 во время инцидентов (ребенок упал, заболел) успокаивать голосом;

 познакомить ребенка с музыкальными инструментами, купить ему интерактивные звуковые игрушки;

 продемонстрировать, какие звуки могут издавать бытовые предметы: морковка об терку, расческа о волосы, веник об пол и пр.;

 учить имитации звуков природы и голосов животных, птиц.


Сафарова О.В.