15 декабря 2023
Диплом 1 степени
Актуальность.
Для детей с ограниченными возможностями
здоровья требуется создание необходимых условий для их полноценного развития.
У данной категории детей нарушена
познавательная деятельность, сенсорное развитие значительно отстаёт по срокам
формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность,
недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико – синтетической
деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с
окружающим миром. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления
является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.
Большое место в процессе обучения и
воспитания отводится играм и упражнениям, благодаря которым у дошкольников
пробуждаются мотивы и потребности в учебе, совершенствуются психические
процессы, лежащие в основе познавательной деятельности – все это повышает
эффективность учебного процесса.
Создание игры «Путешествие по временам
года» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ послужила Quarto —настольная
игра для двух игроков, придуманная швейцарцем/французом Блезом Мюллером.
Игра была выпущена компанией Gigamic в 1991 году.
Настольная игра «КВАРТО» это переносной
тренажер для логики и внимательности.
В игру «КВАРТО» были модернизованы
задания на тему: «Времена года», которые служат развивающим тренажером. Дети с
ОВЗ, через постоянную тренировку в игре сопровождающуюся выполнением различных
заданий, учатся логически мыслить, быть внимательным.
Данная форма игрового процесса
направленна на формирование и развитие ВПФ, мелкой моторики, базовых эмоций,
ребенок учится работать в паре, формируется интерес к познанию окружающего мира.
Для детей такой набор станет хорошим
способом получить полезные навыки в игровой форме и при этом развиваться.
Цель:
подготовка детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе посредством интегрирования
развивающих заданий «Времена года» в игру «КВАРТО».
Задачи:
1.Формировать побуждение мотивов и
потребность в учебе.
2.Формировать умения сотрудничества в
парах.
3.Развивать память, внимание и мышление.
Краткое
описание методической разработки.
Игра «КВАРТО» может включать в себя
разного рода задания по лексическим темам, направленна на развитие детей с
особыми образовательными потребностями.
Оборудование:
круг времен года, картотека с заданиями по временам года, картотека развивающих
заданий, настольная игра «КВАРТО».
Ход
занятия.
В игре участвуют два ребенка.
Ведущий Игрок определяется, через
отгадывание загадки которую загадывает воспитатель о времени года, либо через
жребий-кубик, фигурка.
Ребенок, отгадавший загадку, фигурку по
жребию, ставит стрелку на круге на то время года, о каком была загадка и
определяет стартовый цвет фигур.
Игроки любым удобным способом
определяют, кто будет делать первый ход. Ребенок, который ходит первым,
выбирает любую из 16 фигур и подает её своему противнику, Тот ставит эту фигуру
на любой свободный кружок.
Затем он выбирает одну из оставшихся 15
фигур и, в свою очередь, дает её своему противнику. Он в свой ход ставит
полученную фигуру на любой свободный кружок и так далее.
Необходимо составить на квадратном поле
4х4 ряд из фигур с одним, по крайней мере, общим признаком (по горизонтали, по
вертикали или диагонали).
Это может быть ряд из светлых фигур или
из тёмных, из низких или высоких, из фигур с выемкой или фигур без неё, из
круглых или квадратных.
Игрок так же может образовать ряд из 4
фигур с более чем одним общим признаком.
Три предыдущие фигуры ряда не
обязательно должны быть поставлены этим же игроком.
Партию выигрывает тот, кто первым указал
на ряд с общим признаком, произнеся при этом слово «КВАРТО» и ребенок выполняет
задание по карточке, которую сам и вытянет из картотеки.
Дополнительно к карточкам из картотеки
выполняют задания по органам чувств указанные в круге «Времен года».
Далее игра может повторяться с этими же
игроками 4-5 раз.
Всероссийский конкурс "Педагоги России"