29 марта 2022

Практическое упражнение в борьбе с болезнью ЮРА посредством сказкатерапии

В данной статье хочу поделиться историей из своей жизни и опытом борьбы с ювенильным ревматоидным артритом у детей. Ключевые слова: ревматоидный артрит; провоцирующие факторы развития заболевания; практические упражнения

Истинная сила — в твоих мыслях, во взаимоотношении с родителями и самим с собой. 

 True strength is in your thoughts, in your relationship with your parents and yourself. 


Мы часто задаемся вопросом, а почему у меня, с моими детьми? Но не смотрим назад и не спрашиваем, а что я делаю не так? Мы живем и не умеем слушать свое тело, а оно всегда говорит нам что, что-то не так посылая нам «звоночки», но когда мы полностью игнорируем, то оно посылает нам различные болезни. В моей статье, речь пойдет о ревматоидном артрите, и как я помогаю своей дочке бороться с болезнью. Ревматоидный артрит может начинаться по-разному: с небольших недомоганий и легких болей, которые могут длиться несколько лет, а может — бурно, с множественного воспаления суставов и развиваться очень активно. Поражение суставов в большинстве случаев симметричное, с обеих сторон. Ревматоидный артрит — самое распространенное хроническое заболевание суставов нетравматического происхождения. Это тяжелое аутоиммунное заболевание встречается у 6-19 детей из ста тысяч, причем 50% из них — дети до 5 лет. Заболеваемость девочек в 2-3 раза выше, чем мальчиков. На фоне поражения суставов аутоиммунный процесс развивается также во внутренних органах и приводит к необратимым последствиям. Это заболевание называют еще ювенильным (юношеским) ревматоидным артритом (далее ЮРА). Внимание к этому заболеванию объясняется тяжелыми последствиями его: ревматоидный артрит приводит, ко вторичному нанизму (задержке роста и развития ребенка) и ранней инвалидизации вследствие необратимых последствий заболевания. Именно поэтому важно вовремя распознать симптомы ревматоидного артрита и провести назначенное врачом лечение. В настоящее время причина ревматоидного артрита не выяснена. В основе процесса лежит иммунологический сбой, в результате которого вырабатываются антитела к собственным суставным клеткам в организме — они воспринимаются как чужеродные и разрушаются. Иммунный ответ имеет сложный механизм. Вначале процесс локализуется лишь в синовиальной оболочке, которая выстилает полость суставов: развивается воспалительный процесс, нарушается микроциркуляция. А затем образующиеся антитела вызывают повреждение всех тканей и структур сустава. 

Провоцирующими факторами для развития заболевания могут быть: 

1. Факторы внешней среды: любые возбудители инфекций: дисбактериоз, бактерии (стрептококки, стафилококки), вирусы–ОРЗ; гайморит — приобрели при переохлаждении в больнице; травматическое повреждение сустава; чрезмерная инсоляция (длительное пребывание на солнце); вакцинация. 

2. Факторы внутренней среды: изменение гормонального баланса при половом созревании; нарушение метаболических (обменных) процессов с образованием свободных радикалов, разрушающих клеточные мембраны. 

3. Наследственная предрасположенность: часто ЮРА развивается у детей, в семьях которых имеется данное заболевание у взрослых. У детей с ревматоидным артритом, наблюдаются следующие симптомы: ощущение скованности, малоподвижности в суставах, боли в суставах, особенно при движениях, припухлость суставов, изменение их формы, покраснение кожи над суставом, общее недомогание, лихорадка, нарушение подвижности суставов, деформация и подвывихи мелких суставов при прогрессии заболевания, мышечная атрофия конечностей или только кистей рук, образование в области локтя «ревматоидных узелков» – плотных подкожных образований, язвы кожных покровов, потеря аппетита, снижение массы тела, повышенное потоотделение, вялость, слабость, повышенная утомляемость 


Для практики нужно ответить на следующие вопросы: 

1. Возьмите какое-то реальное заболевание, с которым Вы хотели бы поработать. Что это за болезнь? (диагноз, как проявляется (опишите симптомы), как узнали о болезни, что Вы о ней знаете, излечима она или нет?). 

 2. Что предшествовало первому проявлению заболевания (ситуации, события и т.д.), в каком возрасте произошло начало болезни? 

3. Страдал ли кто-то из родственников данным заболеванием, кто это был, как он справился или не справился с ней? 

 4. Опишите свои личностные особенности. 

5. Выполните рисунок своей болезни в цвете (можно использовать карандаши, краски, мелки, фломастеры) (рисунок приложите к работе). 6. Посмотрите на то, что у Вас получилось. Что Вы чувствуете? Какие мысли возникают у Вас? Что хочется сделать? (напишите все, что с Вами происходит). 

7. Если бы рисунок мог говорить, чтобы он сказал Вам? Попробуйте пообщаться с ним, задать ему вопросы (напишите ваш диалог). 

8. Вы можете сделать с этим рисунком все, что угодно, все, что хочется. Сделайте это (напишите свои действия). 

9. Дайте обратную связь. 

10. Сочините свою сказку о появлении, течении и исчезновении болезни. 


Сказка о заклятии на болезнь Жила-была девочка по имени Чио. Однажды она хотела появиться на свет, но папа вдруг сказал, что она ему не нужна. И тогда я огорчилась и не хотела выйти к свету, жила в волшебном доме с мамой, где чувствовала ее любовь, ласку, тепло и то, что я ей очень нужна. Мама часто слушала красивую музыку, и мы с ней танцевали и пели. Я была счастлива. Наступило 27 июля, и я появилась. Меня положили на грудь мамы, она была теплая и приятная. Потом я заболела, и меня положили в стеклянную коробку, сквозь нее я видела счастливые глаза мамы ее ласковые руки. Мама с кем-то разговаривала и часто огорчалась, иногда, я слышала, как она плачет. И мне хотелось помочь ей и сделать так, чтобы она улыбалась и была счастливой. Я многое ей не говорила, чтобы ее не огорчать, старалась сделать все, чтобы забрать часть боли на себя, и вдруг я почувствовала, что мама стает веселой, счастливой. Но счастье продлилось не долго, я сильно заболела и тогда я видела очень сильную боль в глазах мамы, она не показывала ее, но она была настолько сильной, что отражалась в ее улыбке, даже появилась седина в ее красивых волосах. Мы с ней часто стали ездить по больницам, и были самыми лучшими друзьями. Ближе и роднее ее я ни кого не видела и не знала. Однажды перед моим днем рождения мама сказала, что ей нужно уехать, тогда я спросила зачем? Но мама ответила, что она поедет к великому волшебнику и попросит дать ей волшебный камень, про который она когда то слышала в детстве. Мама спросила, милая, а что тебе хотелось бы попросить у него. И тогда я уверенно сказала, что хочу ходить и бегать как все. И вот мама уехала, мы с ней время от времени общались по телефону и я с нетерпением ее ждала. И вот наступил долгожданный день возвращения мамы. Она сдержала обещание и привезла волшебный камень, и даже показало фотографию, где волшебник ей дал в руки этот камень. Мама сказала, носи его с собой, пока есть боль, и береги его, он даст тебе силы и здоровье. А как только боль пройдет, и камень волшебный твою боль заберет, ты его потеряешь и забудешь про него. Но однажды мы с мамой не заметили, как мои ножки стали выпрямляться, и боль стала редкой, и периодической. Сейчас я хожу и бегаю, как и все, пусть не в идеале, но я такая же как и все дети. У меня есть мечта: я хочу танцевать и я танцую, и даже сажусь на шпагат. Моя боль прошла и я медленно, но верно двигаюсь к своей мечте. Я много тренируюсь и верю всем сердцем, что соединюсь со своей удачной звездой, а верить меня научила мама, за что я ей благодарна. И все мы живем счастливо и проживем еще долгую, насыщенную и яркую событиями жизнь! Но у всех все индивидуально. Вы можете сочинить свою сказку, про свою историю. 


 Желаю Вам и Вашим деткам крепкого здоровья! 


Список литературы 

1. Сафарова О.В. клинический психолог, педагог-психолог. Сказка о заклятии на болезнь. — (Авторская сказка). 

2. Собенников В.С., Белялов Ф.И. Психосоматика. Иркутск: Издательство ИГУ, — 2008. — 170 с. 

3. Сандомирский М.Е. С 49 Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство — М: Независимая фирма «Класс», 2005. — 592 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). 

4. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. / Пер. с англ. С. Могилевского. — М.: Изд-во ЭКСМОПресс, — 2002. — 352 с. (Серия «Психология без границ»). 

5. Любые техники, упражнения на любовь к себе